Вручение "Звезды Прометея" Илье Панадину

среда, 9 октября 2013 г.

В Санкт-Петербурге заканчивается XVI международный фестиваль старинной музыки Earlymusic, считающийся одним из крупнейших в Европе. В Малом зале филармонии выступил самый знаменитый в современном музыкальном мире, наряду с испанцем Жорди Савалем, исполнитель на старинном инструменте виоле да гамба - итальянец Паоло Пандольфо.
О концерте и видео, которое я там записал.
Виолы - семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, распространённых в XV-XVIII веках в Западной Европе (а на произведениях живописи они встречаются с XI века). Сходные по форме, виолы различаются размерами, пропорциями, строем, количеством струн. Сопрановые и альтовые виолы, например, «виоль д'амур», при игре держали горизонтально у плеча, как современную скрипку, теноровые и басовые - вертикально, как современную виолончель. Наиболее распространенная разновидность – «виола да гамба», по размерам близкая именно виолончели.

Виолы того времени имели корпус с ясно выраженной "талией", тупыми углами, покатыми "плечами" (встречались и с "витиеватыми" контурами корпуса), выпуклой верхней и плоской нижней деками, широкий гриф с ладами, улиткообразную колковую коробку с поперечными колками, 5-7 струн, настраивавшихся по квартам с терцией посередине; почти плоскую подставку, позволявшую без труда извлекать аккорды, но ограничивавшую динамические возможности исполнения, особенно при игре на средних струнах; резонаторные отверстия в виде скобок или змеек; иногда под грифом располагалось дополнительное резонаторное отверстие.

Виола да гамба Виола да гамба
Виолы отличались от виолончелей прежде всего тем, что играли на них, упирая инструмент в колено или держа между коленями, – отсюда и родовое название виола да гамба («ножная виола»). В источниках упоминаются 6 видов виол, но главных разновидностей было три: скрипичная, теноровая и басовая. Во второй половине XV века имеющие мягкий, приглушенный тембр виолы уступили место блестящим скрипкам, и в употреблении осталась только виола да гамба, конкурировавшая с виолончелью.  Именно эта басовая виола с шестью струнами (настройка – ре, соль, до, ми, ля, ре1) звучит в руках Паоло Пандольфо. Во второй половине XVII – первой половине XVIII веков для нее было написано много произведений.
В видео звучит записанная на концерте Сюита французского композитора, жившего в эпоху Людовика XIV, сеньера Де Маши (неизвестно даже его имя, только фамилия).  В Сюите 7 частей - Прелюдия=вступление и 6 танцев, лучшие из них последние два - Бурре и Чакона).

Паоло Пандольфо приобрёл мировую известность тридцать лет назад. Карьера его в музыке сложилась весьма интересно. Если многие классические музыканты со временем приходят в джаз, то у него получилось почти наоборот. Паоло Пандольфо с самого начала хотел играть джаз, после того как в Римской консерватории прекрасно освоил контрабас и гитару, но потом увлёкся барочной музыкой. Его излюбленным инструментом стала виола да гамба — струнный смычковый инструмент, близкий к виолончели. Собственно, уже в 1979 году он основал ансамбль барочной музыки «La Stravaganza».
С 1992 года Паоло Пандольфо выступает в рамках собственного проекта «Ensemble Labyrinto». С тех пор господин Пандольфо дал множество ансамблевых и сольных концертов по всей Европе, в Америке и Японии, играл в самых престижных залах. Авторитетнейший музыкальный журнал "American Record Guide" назвал его лучшим гамбистом нашего поколения. Вот как выглядит его дискография к 2010 году http://www.paolopandolfo.com/booklets.htm. Он является не только исполнителем, но еще и композитором и профессором швейцарской консерватории Schola Cantorum Basiliensis.
В первую очередь поражает манера исполнения Паоло Пандольфо, которую нельзя ни с чем сравнить и, тем более, перепутать, его взгляд, страстный и безудержный, кажется, полностью отрешённый от действительности и погружённый в мир великолепного звука. 
Кому интересно, может прочитать полный вариант моей статьи в Википедии:



Комментариев нет:

Отправить комментарий